Программа РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Муниципальное образование Кунгурский муниципальный округ
Пермского края
МАОУ СОШ №1

РАССМОТРЕНО
ШМО

УТВЕРЖДЕНО
директор

________________________
Протокол №1 от «30» августа
2023 г.

________________________
Коршунова К.В.
Приказ №170-171-07-01-05467 от «01» сентября 2023 г.

ПРОГРАММА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ И
ПИСЬМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
2 КЛАССОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) КАК ЧАСТЬ АДАПТИРОВАННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВАРИАНТ 7.2)

Составитель :
Учитель-логопед
Лыскова Д.Р

2023

2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными
положениями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ), авторской программы
Е.В.Мазановой «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового
анализа и синтеза.» [1].
Данная программа предназначена для групповой логопедической работы
с

обучающимися, имеющими задержку психического развития (ЗПР),

испытывающих трудности формирования устной и письменной речи (письма
и чтения). Продолжительность

группового логопедического занятия 40

минут один раз в неделю.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- развитие речевых способностей;
-создание необходимого фундамента для речевого развития посредством
совершенствования психических процессов;
-создание

условий

для

практического

общения

и

формирования

коммуникативной функции речи.
В ходе реализации программы важным является решение следующих
задач:
-

развивать

звукопроизносительную

и

смысловую

стороны

речи

(обогащение, закрепление, активизация словаря);
-совершенствовать грамматическую правильности речи;
-формировать

разговорную

(диалогическую)

и

контекстную

(монологическую) форму речи;
- осуществлять профилактику и коррекцию нарушений чтения и письма.
Программа

построена

психофизиологических

с

особенностей

учетом

индивидуальных

обучающихся

с

ОВЗ,

и

тесной

3

преемственности между уроками логопедии, обучения грамоте и развитием
речи.
В начале учебного годапроводится логопедическое обследование,
включающее в себя: изучение нарушений устной и письменной речи,
психических процессов и познавательной деятельности, заполнение речевых
карт, комплектование групп по однородности нарушений, составление
перспективных
развивающей

планов
работы.

подгрупповой,
В

середине

индивидуальной

года

коррекционно-

предусмотрено

выполнение

контрольных заданий по пройденному материалу. В конце года проводится
логопедическое обследование для выявления уровня сформированности
разных сторон речевой системы.
Программой предусмотрены также следующие виды контроля:
- ежегодное обследование учащихся с последующим заполнением карты
речевого развития;
- участие обучающихся в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях
различного уровня.
Содержание данной программы рассчитано на тридцать три занятия
(из них

часа часа –диагностическое обследование)

активизацию

всех

каналов

коммуникации

детей

и

направлено на

с

ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ):
• рецептивного (понимание);
• организующего (ассоциирование воспринятого, выявление связей и
отношений между предметами и словами);
• экспрессивного (выражение мыслей в устной и письменной речи).
В программе предусмотрены практические и теоретические занятия.
Теоретические занятия направлены на получение учащимися знаний в
области фонетики, лексики, морфологии, грамматики. Практические занятия
способствуют переводу полученных знаний в речевые умения и навыки по
применению и осмысленному использованию речевых средств с учетом
требований

ситуации

и

контекста.

На

практических

занятиях

4

предусматривается

организация

и

систематическое

наблюдение

за

разнообразными языковыми явлениями; реализация речевых средств на
основе развития мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, сопоставления, психических процессов - восприятия, внимания,
памяти.
Методы реализации поставленных задач:
- по способам подачи речевого материала:
а) репродуктивный (выполнение системы упражнений);
б)

проблемное

изложение

(объяснение

материала

для

расширения

проблемной ситуации логические упражнения);
в)

частично-поисковый

(творческое

использование

речевых

средств,

алгоритмизация, конструктивные упражнения);
- по источнику знаний:
а)практические

(упражнения

тренировочные,

подражательно-

исполнительские,

коррекционные,

творческие;

дидактические,

игры

сюжетно-ролевые, деловые; моделирование; функциональные тренировки
для дыхания, голоса, органов артикуляции, мелкой и общей моторики; работа
с учебной и справочной литературой);
б) наглядные (графические, символические, иллюстративные, натуральные);
в) словесные (слово, рассказ логопеда, беседа сообщающая, эвристическая,
воспроизводящая);

анализ

речи:

фонетический,

морфологический,

синтаксический разборы.
Программа предусматривает проведение логопедических занятий с
использованием межпредметных связей: психология (развитие зрительной
памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения), чтение, письмо,
окружающий мир, развитие речи и др.
Логопедические занятия не ограничиваются занятиями в школе.
Логопед ведёт работу в тесном контакте с учителями, которые на уроках при
подготовке домашних заданий способствуют закреплению речевых навыков,
приобретаемых учащимися в процессе логопедических занятии. Контакт

5

логопеда с учителем должен осуществляться на всех этапах логопедической
работы. Логопед должен посещать уроки родного языка, развития речи,
письма, чтения с целью проверки речевых возможностей учащихся,
имеющих нарушения речи. Учителя периодически должны присутствовать
на логопедических занятиях, чтобы постоянно быть в курсе проводимой с
учащимися класса работы. Работа логопеда с учителями включает и другие
формы работы:
- индивидуальные беседы;
- открытые занятия;
- сообщения на школьных методических объединениях (ШМО);
городских и областных методических объединениях (ГМО);
- сравнение письменных работ на разных этапах работы.
Работа логопеда с родителями осуществляется путём личного контакта
с

родителями,

участия

в

родительских

собраниях,

консультации,

рекомендации для родителей; вовлечения родителей в речевую работу с
детьми. Родители следят за речью ребёнка в домашней обстановке.
В программе определены планируемые результаты для учащихся с
ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.
Планируемые результаты
Предметно-информационная составляющая.
В ходе реализации программы учащиеся получат возможность
научиться:
1. При работе с сюжетными и предметными картинками: рассматривать,
последовательно

выкладывать, определять главную идею сюжета и

составлять предложения, небольшие рассказы по предложенному материалу,
выбирать

слова

из

ряда

предложенных

для

успешного

решения

коммуникативных задач, выписывать из текста слова, словосочетания и
предложения.
2. При работе с текстом: использовать элементы текста для поиска нужной
информации, делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их

6

дальнейшего использования (списывание, обсуждение изучаемых текстов),
оценивать уместность использования слов в тексте, воспроизводить
графически и каллиграфически корректно все буквы.
3. При проведении анализа слов и предложений: различать звуки и буквы,
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом
для упорядочения слов и поиска нужной информации.
4. При осуществлении речевой деятельности: участвовать в элементарных
диалогах (этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении), соблюдая
нормы речевого этикета; понимать на слух речь учителя и одноклассников
при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на
услышанное.
5. При работе с лексическим материалом: узнавать изученные объекты и
явления окружающего мира, описывать их существенные признаки на основе
предложенного плана.
Деятелъностно-коммуникативная составляющая.
В ходе реализации программы учащиеся получат возможность научиться:
1. Говорить фонетически внятно, членораздельно, выразительно.
2. Производить фонетический разбор; делить слова на слоги, определять
количество звуков и слогов в словах различной слоговой структуры,
определять характер звуков: гласные (ударные, безударные), согласные
(звонкие, глухие, твердые, мягкие), соотносить количество звуков и букв в
словах.
3. Образовывать нужную в предложении форму слова.
4. Использовать в предложении слова различных частей речи (имя
существительное, глагол, имя прилагательное), устанавливать связь между
ними по вопросам.
5. Отвечать, используя слова вопроса.
6. Производить фонематический анализ (определять последовательность,
количество, позицию звука).
Ценностно-ориентационная составляющая.

7

В ходе реализации программы учащиеся получат возможность научиться:
1.Осуществлять самооценку своих действий.
2. Строить свои отношения на основе уважения и признания.
3. Уметь осуществлять выбор из нескольких вариантов.
4. Уметь работать совместно в группе для достижения общей цели.
Программа

способствует

формированию

универсальных

учебных

действий (УУД) у обучающихся с ЗПР, а именно:
Личностные результаты:


Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.



Овладение

социально-бытовыми

навыками,

используемыми

в

повседневной жизни.


Понимание новый статус «ученик», на уровне положительного
отношения к школе.



Овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях.



Использование навыков коммуникации.



Осознание себя как ученика, заинтересован посещением школы.



Умение положительно относиться к себе.



Умение проявлять самостоятельность в разных видах детской
деятельности.



Положительно относится к коррекционным занятиям, принимая,
соответствующие возрасту, социальные роли.



Выполнение правил личной гигиены, безопасного поведения в школе.

Предметные результаты:
Минимальный уровень


Использовать длительный выдох, умения правильно пользоваться
речевым дыханием: слитное воспроизведение слогов с постепенным их
наращиванием, слитное воспроизведение слов.



Воспроизводить и различать краткое и долгое произнесение гласного.

8


Вслушиваться в обращенную речь.



Соотносить речь и изображения (выбор картинки соответствующей
слову, предложению).



Повторять и воспроизводить по подобию отдельные слоги, слова.



Различать некоторые неречевые звуки.



Проявлять готовность к согласованию своих действий с действиями
учителя.



Понимать информацию, содержащуюся в устном высказывании.



Воспринимать

и

соотносить

слова,

словосочетания,

фразы

с

иллюстрациями.


Способен удерживать заданную артикуляционную позу в процессе
выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.



Понимать

простые

грамматические

категории:

единственное

и

множественное число существительного.


Общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и
простые нераспространенные предложения.

Достаточный уровень


Практическое использование модуляций голоса по силе (нормальныйгромкий-тихий), сохраняя нормальную высоту и тембр.



Воспроизводить

и

различать

элементы

ритмико-интонационной

структуры речи: слитность и паузы, краткое и долгое произнесение
гласного.


Способен к различению гласных и согласных звуков.



Повторять и воспроизводить по подобию, по памяти отдельных слогов,
слов, предложений.



Воспринимать, воспроизводить и соотносить слова, словосочетания,
фразы с иллюстрациями.



Владеть обобщенными понятиями.



Способен

к

дифференцированному

произношению

родственных по артикуляции, в ходе их усвоения.

звуков,

9


Способен удерживать заданную артикуляционную позу в процессе
выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.



Усвоены моторные навыки и первоначальные навыки письма.



Понимать простые грамматические категории: единственного и
множественного

числа

существительных,

повелительного

и

изъявительного наклонений глаголов.


Узнавать по словесному описанию знакомые предметы.



Сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко
выделяемым признакам.

Метапредметные результаты:
Метапредметными

результатамиизучения

курса

являются

формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 Умение

планировать

работу

до

ее

начала

(планирующий

самоконтроль).
 Умение самостоятельно

оценить

свои действия и содержательно

обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со
схемой действия.
 Умение оценить свои возможности для решения поставленной задачи.
 Умение самостоятельно обнаруживать

ошибки,

вызванные

не-

соответствием усвоенного способа действия и условий задачи.
 Умение обнаружения ошибок и отклонений, внесение
соответствующих исправлений.
Познавательные УУД:
 Умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать
отношения между ними.
 Умение создавать структуры взаимосвязей смысловых единиц текста
(выбор и организация элементов информации).
 Умение выделять формальную структуру задачи.

10

 Умение записывать решение задачи в виде выражения.
 Умение выражать смыслситуации различными средствами (рисунки,
символ, схемы, знаки).
 Умение выполнять операции со знаками и символами, которыми
были обозначены элементы задачи и отношения между ними.
 Умение выбирать обобщенные стратегии решения задачи.
Коммуникативнае УУД:
 Строить понятные для партнера высказывания, т.е. владеть
вербальными и невербальными средствами общения.


Понимать относительность оценок, выборов, совершаемые людьми.

 Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения.


Уметь задавать вопросы.

 Умение слушать собеседника.
 Уметь позитивно относиться к процессу общения.

11

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
занятия
1.

Тема логопедического занятия

Кол-во часов

Содержание работы

Диагностическое обследование

1

2.

Диагностическое обследование

1

1) Выявление особенностей речевого развития для последующего учета
при планировании и проведении образовательного процесса;
2)Вычленение дисграфических ошибок и т.д
1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета
при планировании и проведении образовательного процесса;
2)Вычленение дисграфических ошибок и т.д
Учить детей четкому произношению звука; соотнесению звука с буквой и
символом; печатанию буквы А, написанию элементов заглавной и
строчной рукописной и печатной буквы А; выделению звука А среди
сочетаний гласных, слогов и слов; развивать простые формы звукового
анализа и синтеза; зрительное восприятие, мышление, память,
оптические представления; формировать навыки употребления
существительных в косвенных падежах.
Познакомить детей с буквой У, учить соотносить звук с буквой и
символом, отрабатывать четкое произношение звука У; учить детей
выделять звук У в ряду звуков, слогов и слов; определять основные
признаки ягод и грибов, обогащать словарь детей словами со звуком У;
развивать у детей навык письма; тренировать детей в понимании смысла
пословиц и поговорок; развивать у детей зрительное восприятие,
память, внимание, связную речь.
Закрепить знания детей о гласных звуках и буквах; познакомить детей с
характеристикой и нормой произношения звука О; учить соотносить звук
с буквой и символом; развивать навыки звукового анализа и синтеза;
припомнить вместе с детьми произведения К.И. Чуковского;
формировать знания о структуре предложений (учить подбирать
предложения к предложенным схемам); учить составлять предложения
по картинкам; закреплять навыки орфографически правильного письма и
знания языковых норм языка; развивать зрительную память, внимание,
восприятие, логическое мышление.
Познакомить детей со звуком и буквой Э; учить соотнесению звука с

3.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и
буква А.

1

4.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и
буква У.

1

5.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и
буква О.

1

6.

Звуко-буквённый анализ слов. Звук и

1

12

буква Э.

7.

Звукобуквенный анализ слов. Звук и
буква Ы.

1

8.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и
буква И.

1

9.

Звуко-буквенный анализ слов. Буква
Я.

1

10.

Звуко-буквенный анализ слов. Буква
Ю.

1

11.

Звуко-буквенный анализ слов. Буква Е

1

буквой и символом; познакомить с нормой артикуляции звука Э;
развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и
синтеза; обогащать словарь детей словами со звуком Э; формировать
знания норм орфографии; тренировать в составлении предложений с
использованием глаголов совершенного вида.
Познакомить детей со звуком Ы; закрепить знания о гласных звуках;
научить давать характеристику звука, познакомить с артикуляцией
звука Ы; учить соотноси ь звук с буквой и символом; закреплять
навыки подбор-I и правописания качественных прилагательных,
образования и дифференциации существительных множественного
числа; развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое
восприятие.
Познакомить
детей
со
звуком
и
буквой
И;
учить соотнесению звука с буквой и символом; познакомить с
артикуляцией и характеристикой звука И; обогащать словарь детей
словами со звуком И; развивать навыки звукового анализа и синтеза;
отрабатывать навык употребления существительных в косвенных
падежах; развивать логическое мышление, слуховое внимание и
зрительное восприятие.
Познакомить детей с буквой Я; закрепить знания о мягкости согласных, о
смягчении согласных перед гласными II ряда; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; учить соотнесению слов со звуковыми
схемами; закреплять знания норм орфографии: тренировать в
согласовании слов в предложении; тренировать в согласовании слов в
предложении; развивать слуховое внимание, восприятие и память, логическое мышление; закреплять графический навык письма.
Познакомить детей с буквой Ю; закрепить знания о правописании слогов
ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ, ЖИ -ШИ; закрепить навык употребления глаголов
настоящего времени; развивать навыки словообразования, звукового
анализа и синтеза, согласования слов в словосочетаниях; развивать
логическое мышление.
Познакомить детей с буквой Е. Учить соотнесению гласной с символом;
развивать навыки словообразования, звукового анализа и синтеза,
слогового анализа и синтеза; развивать память, мышление, общую и

13

12.

Звуко-буквенный анализ слов. Буква
Ё.

1

13.

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Р
- Л.

1

14.

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы
М - Н.

1

15.

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Б
- П.

1

16.

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Г
- К.

1

17.

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы
В - Ф.

1

мелкую моторику.
Познакомить детей с гласной Ё; развивать фонематическое восприятие,
слуховое внимание, логическое мышление; развивать навыки звукового
и слогового анализа и синтеза.
Познакомить детей с буквами Р - Л; учить соотнесению звуков Р - Л с
буквами и символами; развивать навыки звукобуквенного анализа и
синтеза, языкового анализа и синтеза; упражнять в написании
слогов, слов, словосочетаний и предложений с заданными буквами;
формировать навыки понимания и выполнения двухступенчатых
инструкций; активизировать слуховое внимание и восприятие;
припоминание литературных произведений.
Познакомить детей с буквами М - Н; учить выделять согласные звуки
М - Н из слогов, слов, словосочетаний и предложений, соотносить
звуки с буквами и символами; развивать графические навыки письма,
звукового анализа и синтеза, слогового анализа, языкового анализа;
обогащать словарь признаков; развивать зрительное восприятие.
Познакомить детей с буквами Б - П; упражнять в написании букв Б —
П; учить выделять согласные звуки Б — П из слогов, слов,
словосочетаний и предложений, соотносить звуки с буквами и
символами; формировать навыки звукобуквенного анализа слогов,
слов, словосочетаний и предложений; обогащать словарь детей
словами с буквами Б - П; развивать зрительное внимание и
восприятие, логическое мышление, артикуляционную моторику,
пространственно-временные представления.
Закрепить знания детей о согласных звуках; познакомить детей с
буквами Г - К; закрепить навыки правописания изучаемых букв в слогах,
словах, словосочетаниях и предложениях; учить выделять буквы Г - К
из слогов, слов, словосочетаний и предложений; формировать навыки
работы с обобщениями, навыки конструирования и реконструирования;
закреплять знания о временных отношениях; уточнить словарь детей на
тему: «Овощи и фрукты»; развивать зрительное восприятие; закрепить
знания сказки «Кот в сапогах»; развивать связную речь.
Закрепить знания детей о согласных звуках; познакомить с буквами В Ф; учить выделять согласные В - Ф из слогов, слов, словосочетаний,
предложений, определять их положение в слогах, словах; развивать

14

18.

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы
Д-Т.

1

19.

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы 3
- С.

1

20.

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы
Ж - Ш.

1

21.

Звуко-буквенный анализ слов.
Путешествие в страну Глухих Звуков.

1

22.

Развитие навыков звуко-буквенного
анализа и синтеза слов.

1

навыки звукобуквенного анализа и синтеза, слогового анализа и
синтеза, языкового анализа и синтеза; развивать внимание, восприятие,
память, мышление, мелкую моторику.
Закреплять знания детей о согласных звуках, познакомить с буквой Д-Т;
учить выделять согласные Т-Д из слогов, слов, словосочетаний и
предложений; развивать навыки звукового анализа и синтеза, слогового
анализа, языкового анализа и синтеза, работать над словами паронимами,
обогащать словарь детей словами с буквой Д-Т; развивать память,
внимание, мышление.
Закреплять знания детей о согласных звуках; познакомить детей с
буквами 3 - С; учить соотносить звуки 3 - С с буквами и символами,
выделять звуки из слогов, слов, словосочетаний и предложений;
развивать навыки звукового анализа и синтеза, слогового анализа и
синтеза, пространственного восприятия и пространственной ориентации;
закреплять знания детей о правописании собственных имен
существительных; развивать логическое мышление и зрительное
восприятие.
Закреплять знания детей о согласных звуках; познакомить детей с
буквами Ж - Ш; учить выделять звуки Ж - Ш в словах, словосочетаниях
и предложениях, соотносить звуки с буквами и символами; познакомить
детей со сравнительной характеристикой, звуков Ж - Ш, нормами их
артикуляции; развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза,
употребления существительных в косвенных падежах; развивать
зрительное и слуховое восприятие, внимание и память; закреплять
знания норм орфографии.
Закрепить знания детей о согласных и гласных звуках; познакомить
детей со звуками Щ - X - Ц - Ч; учить дифференцировать звуки Щ-_- X Ц - Ч между собой и с другими согласными звуками; учить выделять
изучаемые согласные звуки в слогах, словах, словосочетаниях и
предложениях, определять их место в слове; учить соотнесению слов со
схемами; развивать навыки звукового анализа, слогового анализа и
синтеза, языкового анализа и синтеза; развивать высшие психические
процессы.
Закрепление навыков звукового анализа и синтеза, определения места
букв и звуков в слогах и словах; учить дифференцировать сходные по

15

23.

Звуко-буквенный анализ и синтез
слов. Итоговое занятие.

1

24.

Слоги. Слоговой анализ слов (вводное
занятие).

1

25.

Слог.

1

26.

Слоги. Слоговой анализ двусложных и
трехсложных слов.

1

27.

Слог. Дифференциация одно-, двух-,
трехсложных слов. Развитие слогового
анализа и синтеза.

1

28.

Развитие навыков слогового анализа и
синтеза. Итоговое занятие.

1

29.

Ударение.

1

акустическим характеристикам звуки; закреплять знания о гласных и
согласных звуках; развивать логическое мышление.
Припомнить вместе с детьми гласные и согласные звуки; закреплять
знания детей о звонких и глухих, твердых и мягких согласных; развивать
фонематическое восприятие; учить дифференцировать согласные звуки;
закреплять знания о парных согласных.
Познакомить детей с понятием «Слог»; закреплять знания детей о
слогоразделе; учить детей дифференцировать слоги и слова,
односложные и двусложные слова; познакомить детей с открытыми и
закрытыми слогами; развивать навыки слогового анализа и синтеза.
Познакомить детей со слогом; научить детей дифференцировать понятия
«буква» — «слог» - «звук»; формировать навыки слогового анализа и
синтеза;. закреплять знания о слогообразующей роли гласных; уточнять
и расширять словарь имен; учить дифференцировать мужские и женские
имена; закреплять навыки словоизменения; развивать логическое
мышление.
Закрепить знания детей о слоге; уточнять и обогащать словарь детей
словами по темам «Цветы» и «Транспорт»; развивать навыки слогового
анализа и синтеза двусложных и трехсложных слов, звукобуквенного
анализа и синтеза слов; развивать внимание, память и восприятие.
Закреплять знания детей о слоге, о слогообразующей роли гласной;
уточнять
и
обогащать
словарь
детей;
закреплять
навыки
словообразования; учить детей дифференцировать слова из одного, двух,
трех слогов, соотносить слова со слоговой схемой, оперировать
обобщающими категориями; развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и мышление.
Закреплять знания детей о слоге, о гласных и их роли в слогоразделе;
обогащать словарь детей; учить работать со слоговыми схемами,
оперировать
обобщающими
категориями;
развивать
тонкие
дифференцировки, память, внимание и мышление, слуховое и
зрительное восприятие.
Познакомить детей с ударением и его ролью в слове, ударной гласной и
ударным слогом; работать над интонацией; учить соотнесению слов с
ритмическими схемами; тренировать в определении ударной гласной и
ударного слога; развивать логическое мышление.

16

30.

Ударение. Ударный слог. Ударная
гласная.

1

31.

Дифференциация предлогов и
приставок.

1

32.

Развитие навыков языкового анализа и
синтеза.

1

33.

Диагностическое обследование

1

34.

Диагностическое обследование

1

Закрепить знания детей об ударении, ударной гласной и ударном слоге;
познакомить их с безударными гласными; закрепить знания о
правописании слов с безударными гласными в корнях; учить
соотнесению слов с интонационными схемами, работать с
деформированным предложением; развивать слуховое внимание,
восприятие и память.
Закрепить знания детей о приставках и предлогах; познакомить детей с
предлогами (правописанием и их ролью в предложении) и приставками
(правописанием и местоположением в слове); учить обозначать предлоги
с помощью графической схемы, дифференцировать предлоги и
приставки; развивать слуховое внимание.
Тренировать детей в составлении предложений из слов; закреплять
навыки языкового анализа и синтеза; учить детей устанавливать
логические связи между словами внутри предложения и между
предложениями внутри текста; тренировать детей в грамматическом
оформлении предложений; развивать логическое мышление.
1) Выявление особенностей речевого развития для последующего учета
при планировании и проведении образовательного процесса;
2)Вычленение дисграфических ошибок и т.д
1) Выявление особенностей речевого развития для последующего учета
при планировании и проведении образовательного процесса;
2)Вычленение дисграфических ошибок и т.д

17

ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего

образования

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья, утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от
19.12. 2014 № 1598, с изменениями от 08.11.2022 № 955.
Федеральная адаптированная образовательная программа начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утверждена Приказом Министерства образования и науки РФ от
24.11.2022 № 1023.
1. Мазанова Е.В.. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового
анализа и синтеза. рабочие программы, индивидуальные и групповые
занятия/авт.-сост. Е.В. Мазанова.-М.:Гном,2022-128с.
Дополнительная литература
1. Агранович, 3. Е. Сборник домашних заданий для преодоления
недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / 3. Е.
Агранович. - СПб., 2022. - 158 с.
2. Карпова, Г. А. Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР : учеб.пособие
/ Г. А. Карпова, Т. П. Артемьева. - Екатеринбург :УрГПУ, 1995. - 152 с.
3. Коноваленко, В. В. Хлоп-топ-2 : нетрадиционные приемы коррекционной
логопедической работы с детьми 6-12 лет / В. В. Коноваленко, С. В.
Коноваленко. - М.: Гном и Д, 2022. - 16 с.
4. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : метод,
пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. - М.: Гуманит. изд. центр
«Владос», 2021. - 224 с.
5. Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников / Р.
И. Лалаева. -М.: Просвещение, 2021. - 137 с.
6. Логопедия : учеб.для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под
ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Гуманит.
изд. центр «Владос», 2022. -680 с.

18

7. Петрова, Т. И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн. 2.
Старшая группа / Т. И. Петрова, Е. С. Петрова. - М.: Школьная Пресса, 2021.
- 96 с.
8. Ткаченко, Т. А. В первый класс - без дефектов речи / Т. А. Ткаченко. - СПб.
: Детство-Пресс, 2022.-101 с.
13. Ткаченко, Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей.
Подготовительный этап / Т. А. Ткаченко. - М.: Владос, 2000. - 39 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».