Комплексный анализ текста

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Муниципальное образование Кунгурский муниципальный округ
Пермского края
МАОУ СОШ №1

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО

Директор

________________________

________________________

Котельникова Е.И.
Протокол №1
от «30» августа 2023г.

Коршунова К.В.
Приказ № 171-07-01-05-467
от «1» 09. 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Комплексный анализ текста»
для обучающихся 10 класса

Кунгурский муниципальный округ 2023

Пояснительная записка
Программа предназначена для занятий с обучающимися 10 класса, рассчитана на 35 часов (1 час
в неделю).
В элективном курсе «Комплексный анализ текста» рассматривается, как текст может зависеть
от замысла автора, от идеи; чем идея отличается от темы; предполагается рассмотреть
последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о
стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный курс носит
комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности
текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Программа предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного
текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое
высказывание, уточняя идею, тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать
языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки,
приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня
сложности.
Цели курса:
1.
Помощь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ;
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или
эссе;
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных
функциональных стилей;
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль
в тексте;
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное
восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
Задачи элективного курса:
 Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
 Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки
конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
 Способствовать развитию письменной речи.
 Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.


Содержание программы
РАЗДЕЛ 1
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста.
Текст. Тема и основная мысль текста. Идея как основа и зачин. Средства связи между частями
текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические,
синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста.
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика
ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония),
диссонанс, звукопись.
Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота,
олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора,
параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое
обращение, синтаксические конструкции.
Учащиеся должны уметь:
2

указывать средства связи между частями текста;
определить тему и основную мысль текста;
определить тип и стиль речи;
использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе
текста.
Практические работы:
1.
прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;
2.
прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора;
3.
определить, какое утверждение противоречит позиции автора;
4.
определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…);
5.
найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения
(указательного местоимения…);
6.
написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном
абзаце;
7.
определить, какой из перечисленных тропов используется в указанном предложении;
8.
определить, какая из пословиц и поговорок соответствует теме текста.





РАЗДЕЛ 2
Тема 1. Анализ текста.
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции
научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения.
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Учащиеся должны уметь:
1.
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
2.
анализировать форму исходного текста;
3.
находить характерные для исходного текста языковые средства;
4.
создавать связное высказывание;
5.
излагать последовательно собственные мысли;
6.
использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и
лексическое богатство языка.
7.
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и
пунктуационными нормами литературного языка.
Практические работы:
 написание сочинений-рассуждений;
 редактирование.
Основные термины и понятия
Тема. Идея. Текст.
Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка (ХВС)
Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские
неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические
синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза,
пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.
Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры,
градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные
конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.
Технология организации учебного процесса по курсу
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного
обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса.
3

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при
его взаимодействии с учителем и соучениками.
Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.
Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность
являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала,
составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и
объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых
отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной
на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках,
распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.

Тематическое планирование курса
Для 10 класса 2023-2024 уч.г.

« Комплексный анализ текста»
№ п/п Сроки
Тема
Вид урока
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста.
1
Практическая работа
Текст.
2
Лекция
Идея. Тема и основная мысль текста
3
Средства связи между частями текста способы связи в Тренировочный
тест
тексте.
4
Практикум
Выделение микротем в тексте.
5
Лексические, морфологические средства организации Лекция
текста
6
Тест
Синтаксические средства организации текста
7
Практикум
Стили речи.
8
Практикум
Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста
9
Практикум
Изобразительно-выразительные средства языка,
оформляющие описание
10
Практикум
Изобразительно-выразительные средства языка,
оформляющие рассуждение.
11
Практикум
Анализ изобразительно-выразительных средств,
оформляющих описание
12
Контрольное тестирование
Анализ изобразительно-выразительных средств,
оформляющих рассуждение
13
Лекция
Многозначные слова. Переносное значение слова.
14
Практикум
Лексика ограниченного употребления.
Фразеологизм.
15
Лекция
Синонимы. Контекстные синонимы
16
Практикум
Антонимы. Контекстные антонимы.
17
Практикум
Фонетические средства выразительности:
аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс.
4

18
19

20
21
22

23
24
25
26
27
28-29

30
31
32
33
34
35

Практикум
Звукопись.
Практикум
Тропы: метафоры, сравнение, эпитет,
олицетворение, ирония, гипербола, литота,
аллегория, перифраза.
Лекция
Художественный символ, паронимы.
Практикум
Стилистические фигуры: градация, антитеза,
оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора.
Лекция
Стилистические фигуры: параллелизм, эллипсис,
умолчание, риторические фигуры, синтаксические
конструкции.
Тема 3. Анализ текста
Практикум
Содержание исходного текста.
Практикум
Содержание исходного текста.
Практикум
Тексты функционального стиля.
Контрольное тестирование
Анализ композиции текстов научного,
публицистического, разговорного стилей.
Тренировочный тест
Рецензия.
Тренировочный тест
Эссе.
Тема 4. Композиция и языковое оформление
сочинения
Практикум
Вступление к сочинению. Смысловые и
грамматические связи предложений.
Практикум
Авторская позиция.
Практикум
Основная часть сочинения.
Практикум
Изложение собственного мнения.
Практикум
Заключительная часть сочинения.
Итоговый урок
Литература
1. Учебник «Русский язык» в 10-11 классах А. И. Власенкова. Разделы «Текст и его строение»,
«Стили речи» 2009.
2. Г. Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С.
3. Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка.
4. Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах.
5. Н. П. Морозова. Учимся писать сочинения.
6. В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения. Литература для учащихся:
7. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2009;
8. Александров В.Н. и другие. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные
материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста.
Дополнительная литература

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. М. «Астрель», 2002.
Т.А. Ладыженская. Развивайте дар слова. М. «Просвещение», 1977.
Н.П. Морозова. Учимся писать сочинение. М. «Просвещение», 1987.
«Литература». Приложение к газете «Первое сентября», раздел «Учимся у учеников».
Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М. «Просвещение», 2002.
Как написать сочинение? Справочник школьника. М., «Слово», 1997.
Е.И Никитина. Русская речь. М. «Просвещение», 1991.
5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».