Геометрия 7-9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации Кунгурского муниципального округа
МАОУ СОШ №1

РАССМОТРЕНО:
на заседании ШМО
Протокол № 1
от «28» августа 2025 г.
Руководитель ШМО:
_________________
Ершова Л.Г.

СОГЛАСОВАНО:
педагогическим советом
Протокол № 1
от «29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ «СОШ № 1»
____________ К.В. Коршунова
Приказ № 171-07-01-05-785
от «1» сентября 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6951036)
учебного курса «Геометрия»
для обучающихся 7 – 9 классов

г. Кунгур, 2025 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Геометрия как один из основных разделов школьной математики, имеющий своей целью обеспечить изучение
свойств и размеров фигур, их отношений и взаимное расположение, опирается на логическую, доказательную линию.
Ценность изучения геометрии на уровне основного общего образования заключается в том, что обучающийся учится
проводить доказательные рассуждения, строить логические умозаключения, доказывать истинные утверждения и
строить контрпримеры к ложным, проводить рассуждения «от противного», отличать свойства от признаков,
формулировать обратные утверждения.
Второй целью изучения геометрии является использование её как инструмента при решении как математических,
так и практических задач, встречающихся в реальной жизни. Обучающийся должен научиться определить
геометрическую фигуру, описать словами данный чертёж или рисунок, найти площадь земельного участка, рассчитать
необходимую длину оптоволоконного кабеля или требуемые размеры гаража для автомобиля. Этому соответствует
вторая, вычислительная линия в изучении геометрии. При решении задач практического характера обучающийся
учится строить математические модели реальных жизненных ситуаций, проводить вычисления и оценивать
адекватность полученного результата.
Крайне важно подчёркивать связи геометрии с другими учебными предметами, мотивировать использовать
определения геометрических фигур и понятий, демонстрировать применение полученных умений в физике и технике.
Эти связи наиболее ярко видны в темах «Векторы», «Тригонометрические соотношения», «Метод координат» и
«Теорема Пифагора».
Учебный курс «Геометрия» включает следующие основные разделы содержания: «Геометрические фигуры и их
свойства», «Измерение геометрических величин», «Декартовы координаты на плоскости», «Векторы», «Движения
плоскости», «Преобразования подобия».
На изучение учебного курса «Геометрия» отводится 204 часа: в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 68
часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Начальные понятия геометрии. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы.
Биссектриса угла. Ломаная, многоугольник. Параллельность и перпендикулярность прямых.
Симметричные фигуры. Основные свойства осевой симметрии. Примеры симметрии в окружающем мире.
Основные построения с помощью циркуля и линейки. Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, их свойства.
Равнобедренный и равносторонний треугольники. Неравенство треугольника.
Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников.
Свойства и признаки параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника.
Прямоугольный треугольник. Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой к гипотенузе.
Признаки равенства прямоугольных треугольников. Прямоугольный треугольник с углом в 30°.
Неравенства в геометрии: неравенство треугольника, неравенство о длине ломаной, теорема о большем угле и
большей стороне треугольника. Перпендикуляр и наклонная.
Геометрическое место точек. Биссектриса угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места
точек.
Окружность и круг, хорда и диаметр, их свойства. Взаимное расположение окружности и прямой. Касательная и
секущая к окружности. Окружность, вписанная в угол. Вписанная и описанная окружности треугольника.
8 КЛАСС
Четырёхугольники. Параллелограмм, его признаки и свойства. Частные случаи параллелограммов (прямоугольник,
ромб, квадрат), их признаки и свойства. Трапеция, равнобокая трапеция, её свойства и признаки. Прямоугольная
трапеция.
Метод удвоения медианы. Центральная симметрия. Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках.
Средние линии треугольника и трапеции. Центр масс треугольника.
Подобие треугольников, коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Применение подобия при
решении практических задач.
Свойства площадей геометрических фигур. Формулы для площади треугольника, параллелограмма, ромба и
трапеции. Отношение площадей подобных фигур.
Вычисление площадей треугольников и многоугольников на клетчатой бумаге.
Теорема Пифагора. Применение теоремы Пифагора при решении практических задач.
Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество.
Тригонометрические функции углов в 30, 45 и 60°.
Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой. Углы между хордами и секущими. Вписанные и
описанные четырёхугольники. Взаимное расположение двух окружностей. Касание окружностей. Общие касательные к
двум окружностям.
9 КЛАСС
Синус, косинус, тангенс углов от 0 до 180°. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.
Решение треугольников. Теорема косинусов и теорема синусов. Решение практических задач с использованием
теоремы косинусов и теоремы синусов.

Преобразование подобия. Подобие соответственных элементов.
Теорема о произведении отрезков хорд, теоремы о произведении отрезков секущих, теорема о квадрате касательной.
Вектор, длина (модуль) вектора, сонаправленные векторы, противоположно направленные векторы, коллинеарность
векторов, равенство векторов, операции над векторами. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.
Координаты вектора. Скалярное произведение векторов, применение для нахождения длин и углов.
Декартовы координаты на плоскости. Уравнения прямой и окружности в координатах, пересечение окружностей и
прямых. Метод координат и его применение.
Правильные многоугольники. Длина окружности. Градусная и радианная мера угла, вычисление длин дуг
окружностей. Площадь круга, сектора, сегмента.
Движения плоскости и внутренние симметрии фигур (элементарные представления). Параллельный перенос.
Поворот.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ГЕОМЕТРИЯ» НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Геометрия» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям
российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и
прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических
основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы,
опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки,
осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием
важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений,
рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её
развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как
средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни
(здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью
навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между
понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные,
частные и общие, условные;

выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и
утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений
по аналогии;

разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно
несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры,
обосновывать собственные рассуждения;

выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:


использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие
противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою
позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по
установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования,
оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;

прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых
условиях.
Работа с информацией:

выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;

выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:

воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать
полученный результат;

в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать
идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;

представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать
формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных
математических задач;

принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды
работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;

участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять
свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в
общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:

самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом
новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на
основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;

оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения
или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение, изображать геометрические
фигуры, выполнять чертежи по условию задачи. Измерять линейные и угловые величины. Решать задачи на вычисление
длин отрезков и величин углов.
Делать грубую оценку линейных и угловых величин предметов в реальной жизни, размеров природных объектов.
Различать размеры этих объектов по порядку величины.
Строить чертежи к геометрическим задачам.
Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки и свойства равнобедренных
треугольников при решении задач.
Проводить логические рассуждения с использованием геометрических теорем.
Пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников, свойством медианы, проведённой к гипотенузе
прямоугольного треугольника, в решении геометрических задач.
Определять параллельность прямых с помощью углов, которые образует с ними секущая. Определять параллельность
прямых с помощью равенства расстояний от точек одной прямой до точек другой прямой.
Решать задачи на клетчатой бумаге.
Проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения углов в геометрических задачах с использованием
суммы углов треугольников и многоугольников, свойств углов, образованных при пересечении двух параллельных
прямых секущей. Решать практические задачи на нахождение углов.

Владеть понятием геометрического места точек. Уметь определять биссектрису угла и серединный перпендикуляр к
отрезку как геометрические места точек.
Формулировать определения окружности и круга, хорды и диаметра окружности, пользоваться их свойствами. Уметь
применять эти свойства при решении задач.
Владеть понятием описанной около треугольника окружности, уметь находить её центр. Пользоваться фактами о том,
что биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке, и о том, что серединные перпендикуляры к сторонам
треугольника пересекаются в одной точке.
Владеть понятием касательной к окружности, пользоваться теоремой о перпендикулярности касательной и радиуса,
проведённого к точке касания.
Пользоваться простейшими геометрическими неравенствами, понимать их практический смысл.
Проводить основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки.
К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы, пользоваться их свойствами при решении
геометрических задач.
Применять свойства точки пересечения медиан треугольника (центра масс) в решении задач.
Владеть понятием средней линии треугольника и трапеции, применять их свойства при решении геометрических
задач. Пользоваться теоремой Фалеса и теоремой о пропорциональных отрезках, применять их для решения
практических задач.
Применять признаки подобия треугольников в решении геометрических задач.
Пользоваться теоремой Пифагора для решения геометрических и практических задач. Строить математическую
модель в практических задачах, самостоятельно делать чертёж и находить соответствующие длины.
Владеть понятиями синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Пользоваться этими
понятиями для решения практических задач.
Вычислять (различными способами) площадь треугольника и площади многоугольных фигур (пользуясь, где
необходимо, калькулятором). Применять полученные умения в практических задачах.
Владеть понятиями вписанного и центрального угла, использовать теоремы о вписанных углах, углах между хордами
(секущими) и угле между касательной и хордой при решении геометрических задач.
Владеть понятием описанного четырёхугольника, применять свойства описанного четырёхугольника при решении
задач.
Применять полученные знания на практике – строить математические модели для задач реальной жизни и проводить
соответствующие вычисления с применением подобия и тригонометрии (пользуясь, где необходимо, калькулятором).
К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Знать тригонометрические функции острых углов, находить с их помощью различные элементы прямоугольного
треугольника («решение прямоугольных треугольников»). Находить (с помощью калькулятора) длины и углы для
нетабличных значений.
Пользоваться формулами приведения и основным тригонометрическим тождеством для нахождения соотношений
между тригонометрическими величинами.
Использовать теоремы синусов и косинусов для нахождения различных элементов треугольника («решение
треугольников»), применять их при решении геометрических задач.
Владеть понятиями преобразования подобия, соответственных элементов подобных фигур. Пользоваться свойствами
подобия произвольных фигур, уметь вычислять длины и находить углы у подобных фигур. Применять свойства подобия
в практических задачах. Уметь приводить примеры подобных фигур в окружающем мире.
Пользоваться теоремами о произведении отрезков хорд, о произведении отрезков секущих, о квадрате касательной.
Пользоваться векторами, понимать их геометрический и физический смысл, применять их в решении геометрических
и физических задач. Применять скалярное произведение векторов для нахождения длин и углов.
Пользоваться методом координат на плоскости, применять его в решении геометрических и практических задач.
Владеть понятиями правильного многоугольника, длины окружности, длины дуги окружности и радианной меры
угла, уметь вычислять площадь круга и его частей. Применять полученные умения в практических задачах.
Находить оси (или центры) симметрии фигур, применять движения плоскости в простейших случаях.
Применять полученные знания на практике – строить математические модели для задач реальной жизни и проводить
соответствующие вычисления с применением подобия и тригонометрических функций (пользуясь, где необходимо,
калькулятором).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Наименование разделов и тем программы
Начальные геометрические сведения
Треугольники
Параллельные прямые
Соотношения между сторонами и углами треугольника
Геометрические места точек. Симметричные фигуры
Повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

7 КЛАСС
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
11
1
16
1
11
1
18
2
9
1
3
68
6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем программы

1
2
3
4
5

Четырехугольники
Площадь
Подобные треугольники
Окружность
Повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Всего
13
15
20
16
4
68

Контрольные
работы
1
1
2
1

Наименование разделов и тем программы

1
2

Векторы
Метод координат
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Скалярное произведение векторов
Длина окружности и площадь круга
Движения
Обобщающее повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

3
4
5
6

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://m.edsoo.ru/7f417e18
https://m.edsoo.ru/7f417e18
https://m.edsoo.ru/7f417e18
https://m.edsoo.ru/7f417e18
https://m.edsoo.ru/7f417e18

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

https://m.edsoo.ru/7f415e2e
https://m.edsoo.ru/7f415e2e
https://m.edsoo.ru/7f415e2e
https://m.edsoo.ru/7f415e2e
https://m.edsoo.ru/7f415e2e
https://m.edsoo.ru/7f415e2e

8 КЛАСС
Количество часов

№

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

9 КЛАСС
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
12
1
10
1
15

1

12
7
12
68

1

4

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://m.edsoo.ru/7f41a12c
https://m.edsoo.ru/7f41a12c
https://m.edsoo.ru/7f41a12c
https://m.edsoo.ru/7f41a12c
https://m.edsoo.ru/7f41a12c
https://m.edsoo.ru/7f41a12c

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.

Тема урока

7 КЛАСС
Количест
во часов

Начальные геометрические сведения – 11
Точки, прямые и отрезки. Провешивание прямой на местности
1
Луч и угол
1
Сравнение отрезков и углов
1
Длина отрезка
1
Единицы измерения. Измерительные инструменты.
1
Градусная мера угла. Измерение углов
1
Смежные и вертикальные углы
1
Смежные и вертикальные углы
1
Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности
1
Решение задач
1
1
Контрольная работа №1
Треугольники – 16
Треугольник
1
Первый признак равенства треугольников
1
Первый признак равенства треугольников
1
Перпендикуляр к прямой
1
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
1
Свойства равнобедренного треугольника
1
Свойства равнобедренного треугольника
1
Второй признак равенства треугольников
1
Второй признак равенства треугольников
1
Третий признак равенства треугольников
1
Третий признак равенства треугольников
1
Окружность
1
Построения циркулем и линейкой
1
Задачи на построение
1
Решение задач
1
1
Контрольная работа №2
Параллельные прямые – 11
Определение параллельных прямых
1
Признаки параллельности двух прямых
1
Признаки параллельности двух прямых
1
Практические способы построения параллельных прямых
1
Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых
1
Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей
1
Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей
1
Углы с соответственно параллельными или перпендикулярными сторонами
1
Решение задач
1
Решение задач
1
1
Контрольная работа №3
Соотношения между сторонами и углами треугольника – 18
Теорема о сумме углов треугольника
1
Теорема о сумме углов треугольника
1
Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники
1
Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника
1
Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника
1
Неравенство треугольника
1
Решение задач
1
1
Контрольная работа по теме №4
Некоторые свойства и признаки прямоугольных треугольников
1
Некоторые свойства и признаки прямоугольных треугольников
1
Признаки равенства прямоугольных треугольников
1
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми
1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://m.edsoo.ru/8866b724
https://m.edsoo.ru/8866cb6a
https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://m.edsoo.ru/8866c3ea
https://m.edsoo.ru/8866c3ea
https://m.edsoo.ru/8866c5c0
https://m.edsoo.ru/8866c7be
https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://resh.edu.ru/subject/17/7/

https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://m.edsoo.ru/8866d1fa
https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://m.edsoo.ru/8866d6fa
https://m.edsoo.ru/8866d880
https://m.edsoo.ru/8866e26c
https://m.edsoo.ru/8866e26c
https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://m.edsoo.ru/8866d34e
https://m.edsoo.ru/8866e01e
https://m.edsoo.ru/8866e88e
https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://resh.edu.ru/subject/17/7/

https://m.edsoo.ru/8866ef64
https://m.edsoo.ru/8866f086
https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://m.edsoo.ru/8866f3b0
https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://m.edsoo.ru/8866f630
https://m.edsoo.ru/8866f630
https://m.edsoo.ru/8866f8ba
https://m.edsoo.ru/8866fa5e
https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://m.edsoo.ru/8866e3a2
https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://m.edsoo.ru/8866ecbc
https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://m.edsoo.ru/8866eb22
https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://resh.edu.ru/subject/17/7/

51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми
1
Построение треугольника по трём элементам
1
Построение треугольника по трём элементам
1
Решение задач
1
Решение задач
1
1
Контрольная работа №5
Геометрические места точек. Симметричные фигуры – 9
Свойства биссектрисы угла
1
Свойства серединного перпендикуляра к отрезку
1
Свойства диаметров и хорд окружности
1
Взаимное расположение окружности и прямой. Касательная к окружности
1
Вписанная и описанная окружности треугольника
1
Фигуры, симметричные относительно прямой
1
Осевая симметрия и её свойства
1
Решение задач
1
1
Контрольная работа по теме №6
Повторение – 3
Повторение
1
Повторение
1
Итоговый урок
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68

https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://m.edsoo.ru/88671188
https://m.edsoo.ru/886712d2
https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://resh.edu.ru/subject/17/7/

https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://m.edsoo.ru/88670800
https://m.edsoo.ru/88670e9a
https://m.edsoo.ru/8867103e
https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://resh.edu.ru/subject/17/7/
https://resh.edu.ru/subject/17/7/

https://m.edsoo.ru/886715b6
https://m.edsoo.ru/886716ec
https://m.edsoo.ru/886719bc

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

Тема урока

8 КЛАСС
Количество
часов

Четырёхугольники – 13
Многоугольники
Выпуклый четырехугольник. Четырехугольник
Параллелограмм
Параллелограмм, его признаки и свойства
Параллелограмм, его признаки и свойства
Трапеция. Равнобедренная и прямоугольная трапеции
Решение задач
Прямоугольник
Ромб и квадрат
Решение задач
Решение задач
Решение задач
Контрольная работа №1
Площадь – 15
Понятие площади многоугольника и ее свойства
Площадь квадрата и прямоугольника
Площадь параллелограмма
Площадь треугольника
Площадь трапеции
Решение задач
Решение задач
Теорема Пифагора
Теорема, обратная теореме Пифагора
Формула Герона
Решение задач
Решение задач
Решение задач
Решение задач
Контрольная работа №2
Подобные треугольники – 20
Пропорциональные отрезки. Теорема Фалеса и теорема о
пропорциональных отрезках
Определение подобных треугольников. Отношение площадей
подобных треугольников.
Первый признак подобия треугольников
Первый признак подобия треугольников
Второй признак подобия треугольников
Второй признак подобия треугольников
Третий признак подобия треугольников
Решение задач
Решение задач
Контрольная работа №3
Средняя линия треугольника
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
Решение задач
Решение задач
Синус, косинус, и тангенс острого угла в прямоугольном
треугольнике
Синус, косинус, и тангенс острого угла в прямоугольном
треугольнике

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

https://m.edsoo.ru/88671af2
https://m.edsoo.ru/88671f20
https://m.edsoo.ru/8867209c
https://m.edsoo.ru/88672358
https://m.edsoo.ru/8867252e
https://m.edsoo.ru/88672858
https://m.edsoo.ru/88672b14
https://m.edsoo.ru/88672c9a
https://m.edsoo.ru/88672c9a
https://m.edsoo.ru/88672c9a
https://m.edsoo.ru/88672c9a
https://m.edsoo.ru/88672c9a

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

https://m.edsoo.ru/886745fe
https://m.edsoo.ru/88674860
https://m.edsoo.ru/88674a22
https://m.edsoo.ru/88674a22
https://m.edsoo.ru/88675288
https://m.edsoo.ru/8867542c
https://m.edsoo.ru/8867542c
https://m.edsoo.ru/88674e78
https://m.edsoo.ru/8867473e
https://m.edsoo.ru/88675918
https://m.edsoo.ru/88675918
https://m.edsoo.ru/88675abc
https://m.edsoo.ru/8867473e
https://m.edsoo.ru/88675918

1

https://m.edsoo.ru/8867337a

1

https://m.edsoo.ru/8867337a

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

https://m.edsoo.ru/88673bae
https://m.edsoo.ru/88673d52
https://m.edsoo.ru/8867400e
https://m.edsoo.ru/8867400e
https://m.edsoo.ru/88673bae
https://m.edsoo.ru/8867400e
https://m.edsoo.ru/8867400e
https://m.edsoo.ru/8867400e
https://m.edsoo.ru/88672e0c
https://m.edsoo.ru/8867400e
https://m.edsoo.ru/8867400e
https://m.edsoo.ru/8867400e

1

https://m.edsoo.ru/88675d32

1

https://m.edsoo.ru/8867400e

45.

Значения тригонометрических функций для углов 30, 45, 60

1

46.
47.

Решение задач
Решение задач

1
1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2016/
main/
https://m.edsoo.ru/8867400e
https://m.edsoo.ru/8867400e

48.

49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Контрольная работа №4
Окружность – 16
Взаимное расположение прямой и окружности. Понятие касательной
и секущей
Касательная к окружности
Взаимное расположение двух окружностей. Общие касательные двух
окружностей
Градусная мера дуги окружности. Понятие центрального и
вписанного угла
Теорема о вписанном угле
Решение задач
Решение задач
Углы между хордами, касательными и секущими
Четыре замечательные точки треугольника
Четыре замечательные точки треугольника
Четыре замечательные точки треугольника
Вписанная окружность
Описанная окружность
Решение задач
Решение задач
Контрольная работа №5
Повторение – 4
Повторение основных понятий, обобщение знаний
Повторение основных понятий, обобщение знаний
Повторение основных понятий, обобщение знаний
Повторение основных понятий, обобщение знаний
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

1
1

https://m.edsoo.ru/8a1407e8
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3036/
main/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3036/
main/

1

https://m.edsoo.ru/8a1410a8

1

https://m.edsoo.ru/8a1415b2

1
1
1
1
1
1

https://m.edsoo.ru/8a141940
https://m.edsoo.ru/8a141940
https://m.edsoo.ru/8a141940
https://m.edsoo.ru/8a141b34
https://m.edsoo.ru/8a140f86
https://m.edsoo.ru/8a1416d4
https://m.edsoo.ru/8a1416d4
https://m.edsoo.ru/8a1416d4
https://m.edsoo.ru/8a141c88
https://m.edsoo.ru/8a141c88
https://m.edsoo.ru/8a141c88

1
1
1
1
1
1
1
1
1
68

https://m.edsoo.ru/8a141ddc
https://m.edsoo.ru/8a141efe
https://m.edsoo.ru/8a142368
https://m.edsoo.ru/8a1420ac

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.

9 КЛАСС

Количес
Электронные цифровые образовательные
тво
ресурсы
часов
Векторы – 12
Понятие вектора. Равенство векторов
1
https://m.edsoo.ru/8a144960
Откладывание вектора от данной точки
1
https://m.edsoo.ru/8a144a8c
Сумма двух векторов
1
https://m.edsoo.ru/8a144d52
Законы сложения векторов. Правило параллелограмма
1
https://m.edsoo.ru/8a144960
Сумма нескольких векторов
1
https://m.edsoo.ru/8a144a8c
Вычитание векторов
1
https://m.edsoo.ru/8a144a8c
Умножение вектора на число
1
https://m.edsoo.ru/8a144c3a
Действия с векторами
1
https://m.edsoo.ru/8a144d52
Действия с векторами
1
https://m.edsoo.ru/8a144960
Практическая работа «Действия над векторами»
1
https://m.edsoo.ru/8a144a8c
Обобщающий урок
1
https://m.edsoo.ru/8a144a8c
1
Контрольная работа №1
Метод координат – 10
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам
1
https://m.edsoo.ru/8a144c3a
Координаты вектора
1
https://m.edsoo.ru/8a144fbe
Связь между координатами вектора и координатами его начала
1
https://m.edsoo.ru/8a144fbe
и конца
Простейшие задачи в координатах
1
https://m.edsoo.ru/8a144c3a
Простейшие задачи в координатах
1
https://m.edsoo.ru/8a144c3a
Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности
1
https://m.edsoo.ru/8a144fbe
Уравнение прямой
1
https://m.edsoo.ru/8a144fbe
Решение задач по теме «Метод координат»
1
https://m.edsoo.ru/8a14635a
Решение задач по теме «Метод координат»
1
https://m.edsoo.ru/8a145c48
1
https://m.edsoo.ru/8a144c3a
Контрольная работа №2
Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов – 15
Синус, косинус, тангенс, котангенс
1
https://m.edsoo.ru/8a1458c4
Основное тригонометрическое тождество. Формулы
1
https://m.edsoo.ru/8a1424bc
приведения
Формулы для вычисления координат точки. Угловой
1
https://m.edsoo.ru/8a144fbe
коэффициент прямой
Решение задач
1
https://m.edsoo.ru/8a144fbe
Теорема о площади треугольника
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2032/main/
Теорема синусов
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2032/main/
Теорема косинусов
1
https://m.edsoo.ru/8a142e8a
Решение треугольников
1
https://m.edsoo.ru/8a142d5e
Решение треугольников
1
https://m.edsoo.ru/8a142d5e
Решение треугольников
1
https://m.edsoo.ru/8a142d5e
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов
1
https://m.edsoo.ru/8a142ac0
Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного
https://m.edsoo.ru/8a142c3chttps://m.edsoo.ru/8a145
1
произведения
39c
Решение задач
1
https://m.edsoo.ru/8a14392a
Решение задач
1
https://m.edsoo.ru/8a14392a
1
Контрольная работа №3
Длина окружности и площадь круга – 12
Правильный многоугольник
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2037/main/
Окружность, описанная около правильного многоугольника.
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2512/main/
Окружность, вписанная в правильный многоугольник
Формулы для вычисления площади правильного
многоугольника, его стороны и радиусов вписанной и
1
https://m.edsoo.ru/8a1472c8
описанной окружностей
Решение задач
1
https://m.edsoo.ru/8a1472c8
Решение задач
1
https://m.edsoo.ru/8a1472c8
Построение правильных многоугольников
1
https://m.edsoo.ru/8a14714c
Длина окружности
1
https://m.edsoo.ru/8a1472c8
Площадь круга
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2515/main/
Тема урока

46.
47.
48.
49.

Площадь кругового сектора
Решение задач
Решение задач
Контрольная работа по теме №4

1
1
1
1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2515/main/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2515/main/
https://m.edsoo.ru/8a1472c8

Движения – 7
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.

Отображение плоскости на себя
Понятие движения и его свойства
Параллельный перенос
Поворот
Решение задач
Решение задач
Практическая работа по теме «Движения»

1
1
1
1
1
1
1

https://m.edsoo.ru/8a147c82
https://m.edsoo.ru/8a147f16
https://m.edsoo.ru/8a147f16
https://m.edsoo.ru/8a147f16
https://m.edsoo.ru/8a147f16
https://m.edsoo.ru/8a147c82
https://m.edsoo.ru/8a147f16

57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Повторение – 12
Повторение учебного материала.
1
Повторение учебного материала.
1
Повторение учебного материала.
1
Повторение учебного материала.
1
Повторение учебного материала.
1
Повторение учебного материала.
1
Повторение учебного материала.
1
Повторение учебного материала.
1
Повторение учебного материала.
1
Повторение учебного материала.
1
Повторение учебного материала.
1
Итоговый урок.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68

https://m.edsoo.ru/8a143ab0
https://m.edsoo.ru/8a143de4
https://m.edsoo.ru/8a1442da
https://m.edsoo.ru/8a143f06
https://m.edsoo.ru/8a1443fc
https://m.edsoo.ru/8a1447a8
https://m.edsoo.ru/8a148524
https://m.edsoo.ru/8a143ab0
https://m.edsoo.ru/8a143de4
https://m.edsoo.ru/8a1443fc
https://m.edsoo.ru/8a1447a8
https://m.edsoo.ru/8a148524

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7 КЛАСС
Код
Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного
проверяемого
общего образования
результата
6
Геометрия
Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение, изображать
6.1
геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи. Измерять линейные и угловые
величины. Решать задачи на вычисление длин отрезков и величин углов
Делать грубую оценку линейных и угловых величин предметов в реальной жизни, размеров природных
6.2
объектов. Различать размеры этих объектов по порядку величины
6.3
Строить чертежи к геометрическим задачам
Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки и свойства равнобедренных
6.4
треугольников при решении задач
6.5
Проводить логические рассуждения с использованием геометрических теорем
Пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников, свойством медианы, проведённой к
6.6
гипотенузе прямоугольного треугольника, в решении геометрических задач
Определять параллельность прямых с помощью углов, которые образует с ними секущая. Определять
6.7
параллельность прямых с помощью равенства расстояний от точек одной прямой до точек другой
прямой
6.8
Решать задачи на клетчатой бумаге
Проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения углов в геометрических задачах с
6.9
использованием суммы углов треугольников и многоугольников, свойств углов, образованных при
пересечении двух параллельных прямых секущей. Решать практические задачи на нахождение углов
Владеть понятием геометрического места точек. Уметь определять биссектрису угла и серединный
6.10
перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек
Формулировать определения окружности и круга, хорды и диаметра окружности, пользоваться их
6.11
свойствами. Уметь применять эти свойства при решении задач
Владеть понятием описанной около треугольника окружности, уметь находить её центр. Пользоваться
6.12
фактами о том, что биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке, и о том, что
серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной точке
Владеть понятием касательной к окружности, пользоваться теоремой о перпендикулярности
6.13
касательной и радиуса, проведённого к точке касания
6.14
Пользоваться простейшими геометрическими неравенствами, понимать их практический смысл
6.15
Проводить основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки
8 КЛАСС
Код
Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного
проверяемого
общего образования
результата
6
Геометрия
Распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы, пользоваться их свойствами при
6.1
решении геометрических задач
6.2
Применять свойства точки пересечения медиан треугольника (центра масс) в решении задач
Владеть понятием средней линии треугольника и трапеции, применять их свойства при решении
6.3
геометрических задач. Пользоваться теоремой Фалеса и теоремой о пропорциональных отрезках,
применять их для решения практических задач
6.4
Применять признаки подобия треугольников в решении геометрических задач
Пользоваться теоремой Пифагора для решения геометрических и практических задач. Строить
6.5
математическую модель в практических задачах, самостоятельно делать чертёж и находить
соответствующие длины
Владеть понятиями синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника.
6.6
Пользоваться этими понятиями для решения практических задач
Вычислять (различными способами) площадь треугольника и площади многоугольных фигур
6.7
(пользуясь, где необходимо, калькулятором). Применять полученные умения в практических задачах
Владеть понятиями вписанного и центрального угла, использовать теоремы о вписанных углах, углах
6.8
между хордами (секущими) и угле между касательной и хордой при решении геометрических задач
Владеть понятием описанного четырёхугольника, применять свойства описанного четырёхугольника
6.9
при решении задач
Применять полученные знания на практике – строить математические модели для задач реальной жизни
6.10
и проводить соответствующие вычисления с применением подобия и тригонометрии (пользуясь, где
необходимо, калькулятором)

9 КЛАСС
Код
Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного
проверяемого
общего образования
результата
6
Геометрия
Знать тригонометрические функции острых углов, находить с их помощью различные элементы
6.1
прямоугольного треугольника («решение прямоугольных треугольников»). Находить (с помощью
калькулятора) длины и углы для нетабличных значений
Пользоваться формулами приведения и основным тригонометрическим тождеством для нахождения
6.2
соотношений между тригонометрическими величинами
Использовать теоремы синусов и косинусов для нахождения различных элементов треугольника
6.3
(«решение треугольников»), применять их при решении геометрических задач
Владеть понятиями преобразования подобия, соответственных элементов подобных фигур.
Пользоваться свойствами подобия произвольных фигур, уметь вычислять длины и находить углы у
6.4
подобных фигур. Применять свойства подобия в практических задачах. Уметь приводить примеры
подобных фигур в окружающем мире
Пользоваться теоремами о произведении отрезков хорд, о произведении отрезков секущих, о квадрате
6.5
касательной
Пользоваться векторами, понимать их геометрический и физический смысл, применять их в решении
6.6
геометрических и физических задач. Применять скалярное произведение векторов для нахождения длин
и углов
Пользоваться методом координат на плоскости, применять его в решении геометрических и
6.7
практических задач
Владеть понятиями правильного многоугольника, длины окружности, длины дуги окружности и
6.8
радианной меры угла, уметь вычислять площадь круга и его частей. Применять полученные умения в
практических задачах
6.9
Находить оси или центры симметрии фигур, применять движения плоскости в простейших случаях
Применять полученные знания на практике – строить математические модели для задач реальной жизни
6.10
и проводить соответствующие вычисления с применением подобия и тригонометрических функций
(пользуясь, где необходимо, калькулятором)

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
7 КЛАСС
Код
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
6.9
6.10
6.11

Проверяемый элемент содержания
Геометрия
Начальные понятия геометрии. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные
углы. Биссектриса угла. Ломаная, многоугольник. Параллельность и перпендикулярность прямых
Симметричные фигуры. Основные свойства осевой симметрии. Примеры симметрии в окружающем мире
Основные построения с помощью циркуля и линейки. Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, их
свойства
Равнобедренный и равносторонний треугольники. Неравенство треугольника
Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников
Свойства и признаки параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника
Прямоугольный треугольник. Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой к гипотенузе.
Признаки равенства прямоугольных треугольников. Прямоугольный треугольник с углом в 30°
Неравенства в геометрии: неравенство треугольника, неравенство о длине ломаной, теорема о большем угле
и большей стороне треугольника. Перпендикуляр и наклонная
Геометрическое место точек. Биссектриса угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические
места точек
Окружность и круг, хорда и диаметр, их свойства. Взаимное расположение окружности и прямой.
Касательная и секущая к окружности
Окружность, вписанная в угол. Вписанная и описанная окружности треугольника

8 КЛАСС
Код
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
6.9
6.10
6.11
6.12
6.13
6.14

Проверяемый элемент содержания
Геометрия
Четырёхугольники. Параллелограмм, его признаки и свойства
Прямоугольник, ромб, квадрат, их признаки и свойства
Трапеция, равнобокая трапеция, её свойства и признаки. Прямоугольная трапеция
Метод удвоения медианы. Центральная симметрия. Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках
Средние линии треугольника и трапеции. Центр масс треугольника
Подобие треугольников, коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Применение подобия при
решении практических задач
Формулы для площади треугольника, параллелограмма, ромба и трапеции
Свойства площадей геометрических фигур. Отношение площадей подобных фигур
Вычисление площадей треугольников и многоугольников на клетчатой бумаге
Теорема Пифагора. Применение теоремы Пифагора при решении практических задач
Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое
тождество. Тригонометрические функции углов в 30°, 45° и 60°
Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой. Углы между хордами и секущими
Вписанные и описанные четырёхугольники
Взаимное расположение двух окружностей. Касание окружностей. Общие касательные к двум окружностям

9 КЛАСС
Код
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
6.9
6.10
6.11

Проверяемый элемент содержания
Геометрия
Синус, косинус, тангенс углов от 0 до 180°. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения
Решение треугольников. Теорема косинусов и теорема синусов. Решение практических задач с
использованием теоремы косинусов и теоремы синусов
Преобразование подобия. Подобие соответственных элементов
Теорема о произведении отрезков хорд, теоремы о произведении отрезков секущих, теорема о квадрате
касательной
Вектор, длина (модуль) вектора, сонаправленные векторы, противоположно направленные векторы,
коллинеарность векторов, равенство векторов, операции над векторами. Разложение вектора по двум
неколлинеарным векторам
Координаты вектора. Скалярное произведение векторов, применение для нахождения длин и углов
Декартовы координаты на плоскости. Уравнения прямой и окружности в координатах, пересечение
окружностей и прямых. Метод координат и его применение
Правильные многоугольники
Длина окружности. Градусная и радианная мера угла, вычисление длин дуг окружностей
Площадь круга, сектора, сегмента
Движения плоскости и внутренние симметрии фигур (элементарные представления). Параллельный перенос.
Поворот

ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Код
проверяемого
требования
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12
13

Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования на основе ФГОС
Умение оперировать понятиями: множество, подмножество, операции над множествами; умение
оперировать понятиями: граф, связный граф, дерево, цикл, применять их при решении задач; умение
использовать графическое представление множеств для описания реальных процессов и явлений,
при решении задач из других учебных предметов
Умение оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство; умение
распознавать истинные и ложные высказывания, приводить примеры и контрпримеры, строить
высказывания и отрицания высказываний
Умение оперировать понятиями: натуральное число, простое и составное число, делимость
натуральных чисел, признаки делимости, целое число, модуль числа, обыкновенная дробь и
десятичная дробь, стандартный вид числа, рациональное число, иррациональное число,
арифметический квадратный корень; умение выполнять действия с числами, сравнивать и
упорядочивать числа, представлять числа на координатной прямой, округлять числа; умение делать
прикидку и оценку результата вычислений
Умение оперировать понятиями: степень с целым показателем, арифметический квадратный корень,
многочлен, алгебраическая дробь, тождество; знакомство с корнем натуральной степени больше
единицы; умение выполнять расчёты по формулам, преобразования целых, дробно-рациональных
выражений и выражений с корнями, разложение многочлена на множители, в том числе с
использованием формул разности квадратов и квадрата суммы и разности
Умение оперировать понятиями: числовое равенство, уравнение с одной переменной, числовое
неравенство, неравенство с переменной; умение решать линейные и квадратные уравнения, дробнорациональные уравнения с одной переменной, системы двух линейных уравнений, линейные
неравенства и их системы, квадратные и дробно-рациональные неравенства с одной переменной, в
том числе при решении задач из других предметов и практических задач; умение использовать
координатную прямую и координатную плоскость для изображения решений уравнений, неравенств
и систем
Умение оперировать понятиями: функция, график функции, нули функции, промежутки
знакопостоянства, промежутки возрастания, убывания, наибольшее и наименьшее значения
функции; умение оперировать понятиями: прямая пропорциональность, линейная функция,
квадратичная функция, обратная пропорциональность, парабола, гипербола; умение строить
графики функций, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей, для
решения задач из других учебных предметов и реальной жизни; умение выражать формулами
зависимости между величинами
Умение оперировать понятиями: последовательность, арифметическая и геометрическая прогрессии;
умение использовать свойства последовательностей, формулы суммы и общего члена при решении
задач, в том числе задач из других учебных предметов и реальной жизни
Умение решать задачи разных типов (в том числе на проценты, доли и части, движение, работу, цену
товаров и стоимость покупок и услуг, налоги, задачи из области управления личными и семейными
финансами); умение составлять выражения, уравнения, неравенства и системы по условию задачи,
исследовать полученное решение и оценивать правдоподобность полученных результатов
Умение оперировать понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник,
треугольник, равнобедренный и равносторонний треугольники, прямоугольный треугольник,
медиана, биссектриса и высота треугольника, четырёхугольник, параллелограмм, ромб,
прямоугольник, квадрат, трапеция; окружность, круг, касательная; знакомство с пространственными
фигурами; умение решать задачи, в том числе из повседневной жизни, на нахождение
геометрических величин с применением изученных свойств фигур и фактов
Умение оперировать понятиями: равенство фигур, равенство треугольников; параллельность и
перпендикулярность прямых, угол между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие
фигур, подобные треугольники, симметрия относительно точки и прямой; умение распознавать
равенство, симметрию и подобие фигур, параллельность и перпендикулярность прямых в
окружающем мире
Умение оперировать понятиями: длина, расстояние, угол (величина угла, синус и косинус угла
треугольника), площадь; умение оценивать размеры предметов и объектов в окружающем мире;
умение применять формулы периметра и площади многоугольников, длины окружности и площади
круга, объема прямоугольного параллелепипеда; умение применять признаки равенства
треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические
соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей
Умение изображать плоские фигуры и их комбинации, пространственные фигуры от руки, с
помощью чертёжных инструментов и электронных средств по текстовому или символьному
описанию
Умение оперировать понятиями: прямоугольная система координат; координаты точки, вектор,

14

15

16

сумма векторов, произведение вектора на число, скалярное произведение векторов; умение
использовать векторы и координаты для представления данных и решения задач, в том числе из
других учебных предметов и реальной жизни
Умение оперировать понятиями: столбиковые и круговые диаграммы, таблицы, среднее
арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора; умение
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на
диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений; умение
распознавать изменчивые величины в окружающем мире
Умение оперировать понятиями: случайный опыт (случайный эксперимент), элементарное событие
(элементарный исход) случайного опыта, случайное событие, вероятность события; умение находить
вероятности случайных событий в опытах с равновозможными элементарными событиями; умение
решать задачи методом организованного перебора и с использованием правила умножения; умение
оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и
маловероятных событий в окружающем мире и в жизни; знакомство с понятием независимых
событий; знакомство с законом больших чисел и его ролью в массовых явлениях
Умение выбирать подходящий изученный метод для решения задачи, приводить примеры
математических закономерностей в природе и жизни, распознавать проявление законов математики
в искусстве, описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики
как науки, приводить примеры математических открытий и их авторов в отечественной и всемирной
истории

ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
Код
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2
5
5.1.
6
6.1
6.2
7
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
8
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5

Проверяемый элемент содержания
Числа и вычисления
Натуральные и целые числа. Признаки делимости целых чисел
Обыкновенные и десятичные дроби, проценты, бесконечные периодические дроби
Рациональные числа. Арифметические операции с рациональными числами
Действительные числа. Арифметические операции с действительными числами
Приближённые вычисления, правила округления, прикидка и оценка результата вычислений
Алгебраические выражения
Буквенные выражения (выражения с переменными)
Степень с целым показателем. Степень с рациональным показателем. Свойства степени
Многочлены
Алгебраическая дробь
Арифметический корень натуральной степени. Действия с арифметическими корнями натуральной
степени
Уравнения и неравенства
Целые и дробно-рациональные уравнения. Системы и совокупности уравнений
Целые и дробно-рациональные неравенства. Системы и совокупности неравенств
Решение текстовых задач
Числовые последовательности
Последовательности, способы задания последовательностей
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула сложных процентов
Функции
Функция, способы задания функции. График функции. Область определения и множество значений
функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. Промежутки монотонности функции.
Максимумы и минимумы функции. Наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке
Координаты на прямой и плоскости
Координатная прямая
Декартовы координаты на плоскости
Геометрия
Геометрические фигуры и их свойства
Треугольник
Многоугольники
Окружность и круг
Измерение геометрических величин
Векторы на плоскости
Вероятность и статистика
Описательная статистика
Вероятность
Комбинаторика
Множества
Графы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Математика. Геометрия: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник, 7-9 классы/ Атанасян Л.С.,
Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
2. Геометрия. Дидактические материалы: 8 класс/ Б.Г.Зив, В.М.Мейлер.-Москва: Просвещение
3. Геометрия. Дидактические материалы: 9 класс/ Б.Г.Зив.-Москва: Просвещение
4. Геометрия. Дидактические материалы: 8 класс/ Б.Г.Зив, В.М.Мейлер.-Москва: Просвещение
5. Геометрия. Тематические тесты:7,8,9 классы/Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков.-Москва:
Просвещение
6. Геометрия. Рабочая тетрадь:7,8,9 классы/Л.С.Атанасян и др.-Москва: Просвещение
7. Задачи по геометрии: 7-11 классы/Б.Г.Зив, В.М.Мейлер, А.Г.Баханский.-Москва: Просвещение
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Математика. Геометрия: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник, 7-9 классы/ Атанасян Л.С.,
Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
2. Математика.Геометрия. Методическое пособие: 7-9 классы, базовый уровень
3. Геометрия. Дидактические материалы: 8 класс/ Б.Г.Зив, В.М.Мейлер.-Москва: Просвещение
4. Геометрия. Дидактические материалы: 9 класс/ Б.Г.Зив.-Москва: Просвещение
5. Геометрия. Дидактические материалы: 8 класс/ Б.Г.Зив, В.М.Мейлер.-Москва: Просвещение
6. Геометрия. Тематические тесты:7,8,9 классы/Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков.-Москва:
Просвещение
7. Геометрия. Рабочая тетрадь:7,8,9 классы/Л.С.Атанасян и др.-Москва: Просвещение
8. Задачи по геометрии: 7-11 классы/Б.Г.Зив, В.М.Мейлер, А.Г.Баханский.-Москва: Просвещение
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Библиотека ЦОК
2. https://resh.edu.ru/
3. Моя школа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».